?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Повторим на бис

Хочу закончить январь очередным фрагментом перевода биографии Р.Казинса МВЕ. Он невелик, я собиралась включить его уже в следующий блок, но пускай все-таки будет отдельно. Это рассказ о последнем соревновании в спортивной карьере уже олимпийского чемпиона – ЧМ 1980 года в Дортмунде. Перед тем, как начать новую жизнь в профессиональном ФК и освоить новую профессию театрального актера на Вест-Энде, мистеру Казинсу нужно было поставить точку в спорте. Желательно, золотую.

Блеск олимпийского золота отразился на всем семействе. Звездой группы поддержки в Дортмунде стала Ирен Хиггс – бабушка Робина. За прожитые 78 лет она никогда не выбиралась дальше острова Уайт, но семья собрала деньги, чтобы оплатить ей первую в жизни поездку на фигурное катание.

Обычно, когда родители приходили на тренировки, Робин здоровался с ними, не прерывая работы. Ему было достаточно просто знать, что они рядом. Однако, в Дортмунде от заметил Ирен Хиггс, как только она вошла, и с криком «Бабушка!» покатил прямо к ней.

Немцы относились к Ирен Хиггс так, словно она была Королевой-матерью. Они обожали ей. Стоило даме куда-либо зайти, как все сразу начинали просить совместное фото. Робин получил цветы по окончании соревнований, но бабушка получала их каждый день, плюс конфеты и другие подарки.

Немцы – опытные охотники за автографами, они часами могли ждать с альбомами наготове. Однажды Робина «поймали» за ланчем, одной рукой он ел (этому он научился в США), а второй расписывался. К нему подошла маленькая девочка с блокнотом, Робин открыл его, чтобы поставить автограф…выражение его лица не изменилось, но он сказал: «Не ВЕРЮ! Мне для этого понадобилось пятнадцать лет!» На странице красовалась роспись «Ирен Хиггс» знакомым бабушкиным почерком.

После обязательных фигур он был пятым – за Яном Хоффманом, Дэвидом Санти, Чарли Тикнером и Жан-Кристофом Симоном. Самые низкие оценки Робин получил от британского судьи Джеффа Йейтса.

«Тяжко жить в свободном мире», – язвительно сказал Карло советскому чиновнику от ISU – это был легкий намек на голосование представителей Восточного Блока. Правда, представители Запада тоже не были невинными овечками.

Затем – неудача в короткой программе. Робин исполнял её на одном дыхании и практически безукоризненно, только в самом конце дорожки шагов споткнулся. Уходя со льда, он проехал мимо родителей и пожал плечами, затем взглянул на Карло – и они оба расхохотались. Робин выиграл короткую программу и поднялся на третье место вслед за Яном и Дэвидом, но все знали, что эта помарка стоила ему необходимых десятых долей балла.

«Это не было ошибкой, я не струсил, не упал. Просто фигня случается, вот и случилась».

Некоторые судьи не обратили внимания на помарку, другие оказались намного строже. Тем не менее, даже с ошибкой – это была лучшая короткая программа в спортивной жизни Робина.

Когда пришло время произвольных, Ян Хоффман откатал достойно, и когда на табло зажглись его оценки, Карло сказал: «Все. Теперь ты можешь только одно – выйти и откатать в свое удовольствие». Зная, что уже не сможет выиграть, Робин исполнил свою произвольную программу как показательный номер.

«Я сделал еще один тройной риттбергер, который изначально не планировал, в общем, чудеснейшим образом провел время на льду».

В Дортмунде стояло больше тысячи британских солдат, плюс, многочисленная команда болельщиков из Бристоля, плюс, поклонники Бабушки – и все они мечтали о победе Робина. Но его целью было выступить лучше, чем на Олимпиаде – и это удалось. Пять отличных тройных, великолепные вращения, скоростные дорожки шагов, фирменные зависающие аксели и спирали, ну и, конечно, выдающаяся музыкальность. Это стало его лучшим выступлением карьере, той самой высочайшей нотой, которой стоило её заканчивать.

Три оценки 6.0, стоячая овация, цветы со льда убирали больше пяти минут. Со второй ступеньки пьедестала, Робин послал бабушке воздушный поцелуй.

«Дортмунд – мой любимый турнир. Он весь как один огромный подарок. До сих пор, пересматривая записи, когда вижу цветы повсюду, бабушку…я понимаю, что о большем и просить нельзя».

В официальном отеле собралась целая делегация протеста, настаивающая, что победить должен был именно Робин Казинс. Серебряный призер ответил на это скромно:

«Я своё в этом году уже выиграл… Если и есть кто-то, кому я пожелал бы победы больше, чем себе, то это Ян. Я очень рад за него. Мы с ним прошли очень долгий путь. А ведь когда я тихонько вставал среди ночи, чтобы посмотреть соревнования, то я смотрел на Яна – он уже в них участвовал».

Ян отдал прокатам всего себя без остатка и в Лейк-Плэсиде, и в Дортмунде. Толлер Крэнстон даже осмелился сказать, что результаты этих двух турниров надо бы поменять между собой (но стоит отметить, что говорил он сугубо о технической стороне, не упоминая мощное превосходство Казинса во второй оценке).

«Робин Казинс был лучшим фигуристом мира, самым знаменитым фигуристом в мире, и всем, чем должен являться олимпийский чемпион. Однако, в тот вечер он не заслужил золота. В произвольной программе, которая и определяет все, он не сделал ни тройного флипа, ни тройного лутца, да еще и приземлил тройной риттбергер на две ноги, в то время как Хоффман в своем тевтонском стиле исполнил все, что умел. В тот вечер Хоффман перекатал Робина.

От этого остался осадок. Мне кажется, что потом пожертвовали Линдой Фратиане, чтобы отдать титул Аннет Петч. Анетт из всех олимпийских чемпионок забыли быстрее всех, а ведь это потрясающий талант, ушедший в никуда благодаря Юте Мюллер. Жаль, что Аннет не американка.

Итак, Робин выиграл, а потом, думаю, основные силы должны были выровнять счет. Робин поехал в Дортмунд как действующий олимпийский чемпион. Лично я считаю, что он выступил лучше, чем Ян Хоффман, но – quid pro quo (услуга за услугу): я выигрываю Олимпиаду, а ты – чемпионат мира.

Четыре года спустя это повторилось опять, только намного вульгарнее: олимпийское чемпионство Скотта Хэмилтона, которое я считаю преступлением века. Если насчет победы Робина Казинса можно было бы поспорить, то несправедливость судейства в случае Скотта Хэмилтона была вопиющей.

Тем не менее, если они оба и не завоевали олимпийскую победу своими прокатами там и тогда, они заслуживали этого всей своей карьерой и своей деятельностью после побед. Они были избранниками судьбы. Они стали выдающимися исполнителями, иконами своих поколений, а Анетт Петч и Яна Хоффмана забыли через секунду после того, как они сошли с пьедестала».

Как говорили другие: «Если человеку столь одаренному вручали олимпийскую золотую медаль, это означало также, что ему предоставляют возможности и от него многого ожидают – и он это все отработал. Он радовал многих своим исполнительским мастерством и был вдохновением и ролевой моделью для молодежи. Он оставил свой след в спорте».

Сам Робин предпочитал не слишком зарываться в выяснение всех этих факторов.

«Результат есть результат. Всегда можно начать раздумывать, «а что, если?» – я не должен был выигрывать это, я должен был выигрывать там. Тот должен был победить меня. Я откатал лучше, чем он. Дело ведь совсем не в этом. Я учился кататься не для того, чтобы соревноваться, я по натуре вообще не такой. Я просто делаю все, что могу, изо всех сил. Я хочу сделать это правильно и хочу быть лучшим, только не за чей-то счет».

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
nayotrie
Jan. 31st, 2013 04:19 pm (UTC)
Спасибо ;)
santiia
Feb. 1st, 2013 03:10 pm (UTC)
Как всегда - я рада, если тебе интересно :)
strengeress
Feb. 2nd, 2013 01:31 pm (UTC)
Здорово, спасибо ;)
...Бабушки круты. По определению. :)

Но вот насчет Хоффмана я не совсем согласна с мэтром. Не все его забыли (как минимум, минус одна ;-)) - раз *я, кстати, часто против него болела, но уважала за мощную стабильность*, и не думаю, что на той Олимпиаде он должен был победить (если только по технике, но не общим счетом) - два. (Петч жалко мучительно. По-моему, Катя Витт ей в подметки не годилась. Но там и тогда Фратиани была лучше, да).

Любопытно, что ни Симон, ни Санти так в общем зачете ничего сверхценного не съели (особенно Жан-Кристоф). А вот Тикнеру разок удалось и, как помню, не на пустом месте, так что здесь не так обидно.

Ну, а Хэмилтон - это боль моя и печаль. Мячик, блин. Тем не менее, и его теперь вспоминаю почти с ностальгией. Глядя на сегодняшних умирающих лебедей и нервных-впечатлительных. Вот что-то мне подсказывает, что с ним у Плюща в Шеффилде не вышло бы то, что прокатило по Фернандесу и другим... Смотреть иногда было скучно, но уронить этого товарища было невозможно.
santiia
Feb. 3rd, 2013 11:52 am (UTC)
Re: Здорово, спасибо ;)
Крэнстон, кажется, человек достаточно вредный, с характером, и всегда говорил, что думал. Правда, даже в своих неоднозначных высказываниях все равно выдерживал стиль (это я на ФСО почитала очередное хождение на тему "надоели скучные и прилизанные интервью" - в смысле, человек не выдерживает чужой воспитанности).

Да, Тикнер выиграл ЧМ, у меня в одном из предыдущих фрагментов перевода было описание той истории - прозападная и провосточная стороны шли стенка на стенку за Казинса и Хоффмана, одни ставили англичанина первым, немцы - третьим, вторые - наоборот, паритет, но все ставили на второе место Тикнера, а здесь вступает правило о том, кому присудили больше всего вторых мест. Вот знаешь, это идеальный аргумент в пользу НСС, как бы ею не крутили - но это лучше, чем старая.

Edited at 2013-02-03 11:53 am (UTC)
strengeress
Feb. 3rd, 2013 01:54 pm (UTC)
Re: Здорово, спасибо ;)
Что вредный, то факт. На лице написано. ;-) Но вредный качественно, с манерами и самоуважением. :) *А на ФСО меня не пускают ни тушкой, ни чучелком, я ж тебе написала уже. Хотя представить могу, да*.

НСС, наверное, в чем-то как-то лучше (то есть, нельзя Кевину Рейнольдсу или ван дер Перрену дать за технику 5.6 без объяснений), но лучше и хорошо - ты ж сама знаешь, какова между ними разница...
santiia
Feb. 3rd, 2013 03:36 pm (UTC)
Re: Здорово, спасибо ;)
Проверь почту - там должна быть регистрация на твой гуглмейловский адрес. Нужно еще активировать учетную запись.

>>НСС, наверное, в чем-то как-то лучше (то есть, нельзя Кевину Рейнольдсу или ван дер Перрену дать за технику 5.6 без объяснений), но лучше и хорошо - ты ж сама знаешь, какова между ними разница...

Нет, всем понятно, что в любом случае и всегда будет пространство для манипуляций - до тех пор, пока считают все люди. Легко подкрутить нужную цифру, играя с уровнями и ГОЕ, про компоненты вообще молчу, это отдельное развлечение. Но теперь это хотя бы видно, а не 5.7 - 5.9, и пойти попробуй понять, как это все рассчитали, и что там еще и голоса в пользу считаются.
strengeress
Feb. 3rd, 2013 04:01 pm (UTC)
Re: Здорово, спасибо ;)
Проверила, нажала на строчку для активации, на форуме движок так и ответил, что надо еще проверить учетную запись... Авось да небось, короче. :)

Ну да, я согласна, что когда цифры считаются и складываются, это хоть отчасти объективность повышает. И скучать по тем оценкам - это все равно, что, зажигая плиту, ностальгировать "а вот раньше в лес с топором ходили". Просто обидно, что даже такое повышение объективности не мешает то Гачу быть выше Козуки, то результатам в парах и танцах на этом ЧЕ. (Да, я зануда и вечно хочу чего-нибудь еще).

( 7 comments — Leave a comment )